Артерия

Баухауз. Юбилей нестареющих идей

20 век шел об руку с технологическим прогрессом, часто спотыкаясь на самых незначительных вещах, например, о красоту старого декора: чему он служит? разве полезен? Человек разносторонне развился, его интеллект проник в самые узкие области науки, и смысл концентрации на архитектуре перестал играть определяющую роль. Визуальные детали потерялись на фоне тех больших идей, над которыми задумалось человечество. Завершался век высоких целей, начинался век больших идей. И упростить всё, связанное с их поиском, всё лишнее, обременявшее, считал своим долгом Баухаус. Главная идея, озвученная его первым директором Вальтером Гропиусом в манифесте, приуроченном к открытию школы в 1919 году:

Архитектура - не самоцель, излишек роскоши


Баухаус пренебрегал многими обязательными ранее условиями: отрицалась эстетика, отрицалось высокое предназначение искусства, идеализировались удобство и полезность. Можно сказать, школа производила новые ценности: перемещение человека по пространству без робости, архитектура без преувеличений, никаких больше готических метафор, горгулий, грифонов, никакого канонического узора. У жизни определенной цели тоже больше не могло быть, архитектура переходила к важному понятию «состояния».

Дизайн облегчал и освобождал человека от навязываемых ему условностей. Дизайн Баухаус - это новая выкройка бытовых предпочтений человека, его удобств и спонтанных реакций. Блеск отполированной вертикали, светлое помещение, белая и гладкая стена, легкость перекрытий, значительность внутреннего в сравнении с внешним. У инженеров школы Баухаус вышло создать неожиданное, разряжавшее послевоенную атмосферу, ненавязчивое впечатление сглаживания любого конфликта: семейного, бытового, политического.

Баухаус упрощает все, что не считает определяющим и приоритетным, находя обязательством искусства - брать на себя целеустремленность, служить человеку направлением его намерений и эмоций. Сам путь обучения в школе очень трудоемкий и по загруженности превышающий консервативную академию живописи имел целью - набор навыков и объем знаний, позволявший художнику работать самостоятельно с очень разными и часто неожиданными материалами. Рождался дизайн. Орнамент и лепнину экономика меняла как змея кожу.

Баухаус - хитрый змей архитектуры 20 века  


Война объясняет нации важные для нее жизнеутверждающие принципы. Первая мировая поставила перед Германией необходимость искать метафору общедоступного благополучия. Метафора общедоступного благополучия - социализм. Социализм ожидал увидеть свое подобие в архитектуре, а насущные потребности экономики чего-то проще эстетики и шарма ажурной классической гостиной. Баухаус представлял собой то, чего до сих пор не удается добиться от образования, - сочетание прагматичного подхода и большой идеи.

Интуитивное неприятие стиля связано больше с воспитанием и привычками. Общий смысл появления многих предметов интерьера школы Баухауз расплывчат и неясен - хотелось показать возможности новых материалов, задавить классику несовместимостью благородного дерева с промышленным дизайном и с разнообразием новых форм предпринимательства. Цель приравнивалась к службе вещей по их прямому назначению - стул не заменяет больше собой осанки, кресло не располагает к лени. Для этих художников и умиление второстепенно.

Всё подчиняется новому характеру человека - мобильности, страстности увлечений, профессионализму. Ни тщеславия, ни принадлежности высокому социальному статусу в мебель больше не вкладывалось. Лампа должна была освещать ровнее, объемнее и светлее, не вызывая демонов старых гостиных. Подобная лампа были изобретена, и в ней отразился стиль эпатажа и брошенный вызов единственной женщины, ведьмы дизайна, Марии Брандт. Искавший своеобразия профессионализм в ее лице изменил важнейшей идее Баухауса.

Упорядоченность снижает чувствительность


При активном участии Марии (или Марианны) Брандт и с появлением в школе поэта Поля Клее и теоретика той же концепции Василия Кандинского, у школы появляется душа, а у стиля - будущее, теперь не только соображения выгоды толкают людей обращаться к его идеям. Если своим возникновением школа Баухаус обязана изменившейся роли художника, то успехом - своей готовности вернуть искусству залоговую стоимость его чувств, то есть вдохновение. Всё, кажется, было учтено этой школой, кроме вдохновения, идеал школы - логический ум.

«Строчная застройка» - расположение стандартных корпусов из панелей рядами - только один из примеров пестуемой Гропиусом ключевой идеи Баухауса. Тем не менее, его популярность была обусловлена не только экономическими факторами. Баухаус окончательно утвердил разум и планировку, окупаемость и комфорт общения, то к чему должна была располагать и для чего создавалась архитектура, а чтобы фантазия не уносила далеко благородные порывы, Баухаус держался за строгие концепции и чертежи.

Вдохновение должно было проявиться в изобретении схемы, по которой осознанно затем должно было быть создано произведение. Такими раскладками полны теперь архивы Баухаус. Если раньше можно было надеяться, что жизнь спасет красота - технический прогресс и войны развеяли эту иллюзию. Жизнь спасет только схема, наиболее хорошо продуманная, способная учесть логику усталых домохозяек, вышедших из себя офисных начальников мелкого звена, конторских служащих и работников фабрик с навесным фасадом из стекла. За этим будущее.

Потенциал у школы был огромным, придавили его только силой в 1934 году.
Время покажет, что Рейх и Советский Союз - это два больших отставания.

Статьи