Артерия

Жауме Пленса: новый язык арт-пространства

Собираясь посетить Барселону, трудно устоять перед соблазном выбора между музеем Миро и музеем Гауди. Дополнительный аргумент за Миро - постоянная экспозиция работ каталонского художника Жауме Пленса.

Жауме Пленса (Jaume Plensa)

Проект "Сердце деревьев" (2007), Барселона

За 25 лет своей активной работы художник достиг мирового успеха, и его успех уникален - Пленса сумел всего добиться, избегая провокации, как метода художественного высказывания.

Редкость в жанре поп-арта и уличной скульптуры, но Жауме Пленса и есть очень редкий и очень талантливый художник, к сожалению, только сейчас, впервые, показавший свои работы в России.

Почерк Пленса - фигуры или арт-объекты, выражающие мягкую потребность человека говорить, легко разрушаемую любым напряжением.


У Пленса два главных структурных элемента - звук и буква.

Бледные непрозрачные буквы, издали напоминающие табачный дым, складываются в силуэт «тела знания» - сидящего на корточках, обнявшего колени, человека.

«Тело знания» - визитная карточка Пленса. Эту фигуру художник научился ставить даже на уличные фонари. Как бы ответ Родену на его Мыслителя у врат ада.

Буквы играют роль бисера, звеня свисающего с потолка на тонкой проволоке. Вступая в контакт с этим экспонатом, зритель вызывает звук.


Откуда такая страсть к буквам?
Первая ступень изучения языка - привыкание к буквам.
Звук же влияет на раздражительность, на отзывчивость.

Даже молчание, по словам художника - звук.

Все инсталляции Пленса можно объединить одной характеристикой, их можно назвать - следами присутствия человека в пространстве, которому угрожает внешнее воздействие каждую минуту и эту минуту фиксирует падающая из горла бутылки на дно ведра капля - это уже другая, не менее приковывающая к себе внимание, инсталляция.

Над ведром лежит бутылка, из нее ровно падает капля, а ведро стоит на деревянной доске, показывая шаткость положения. Пленса выводит несоответствие нашего запроса на твердое знание нашей способности найти хотя бы зыбкий баланс.

Пленса кодирует не понимаемую человеком действительность, описывая наглядно ощущения от соприкосновения с неизвестным.

"Флоренция II" (1992). Алюминий, железо.

Надуваемый пузырь вместо головы посреди зала - такой объемный символ ненайденных решений, переполненность мучительная внутренняя, и алюминиевый знак вопроса в конце экспозиции. Здесь же детская фигура, изо лба которой выходят буквы на тонкой игле. Все это - теневая сторона ненайденных нами ответов, визуализация ощущений страха от вопросов шекспировских драм.


Отдельная, любимая художником инсталляция - свисающий на тонкой нити как пронзенный лазерным прицелом ханг (овальный металлический барабан), сам напоминающий межпланетный корабль, - он уводит зрителя к размышлениям, с которыми и оставляет, а по его тонкой красной нити стекает капля и производит глухие удары пульса.
Статьи